Образование спор у папоротника тип размножения

Содержание
  1. Спорофит и гаметофит – определение, признаки и различия
  2. Таблица «Отличия гаметофита и спорофита у растений»
  3. Почему в жизненном цикле растений преобладает спорофит?
  4. Задача 1
  5. Задача 2
  6. Задача 3
  7. Схема жизненного цикла папоротников: описание поколений и способа размножения
  8. Особенности жизненного цикла папоротника
  9. Основные стадии развития папоротника
  10. Стадия гаметофита
  11. Стадия спорофита
  12. Размножение папоротников в домашних условиях
  13. Вегетативное размножение
  14. Половое размножение спорами
  15. Размножение папоротника в естественной среде
  16. Папоротникообразные растения: характеристика группы, биологическое значение – Учёба
  17. Строение
  18. Размножение
  19. Урок 40. Разнообразие и значение папоротникообразных
  20. Спорофит папоротников представлен (_), гаметофит – (_).Стробилы у папоротников (_).Антеридии и архегонии у щитовника мужского образуются на (_).Споры у щитовника мужского образуются на нижней части листа в (_), прикрыты покрывалом – (_).Чем представлен бесполое поколение у папоротников? Ответ поясните.Чем представлен половое поколение у папоротников? Ответ поясните.Где образуются гаметы у папоротника?Как происходит половое размножение у папоротников?Где образуются споры у папоротника?Как происходит бесполое размножение у папоротников?Где образуется зародыш нового растения у папоротника?
  21. Page 3
  22. Page 4
  23. Page 5
  24. Page 6
  25. Page 7
  26. Page 8
  27. Page 9
  28. Page 10
  29. Page 11
  30. Page 12
  31. Page 13
  32. Page 14
  33. Page 15
  34. Page 16
  35. Page 17
  36. Page 18
  37. Page 19
  38. 1
  39. 2
  40. 3
  41. 4
  42. 5
  43. 6

Спорофит и гаметофит – определение, признаки и различия

Образование спор у папоротника тип размножения

Спорофит и гаметофит – поколения в жизненном цикле растений, которые постоянно чередуются друг с другом. Это означает, что у них происходит чередование полового с бесполым размножением. 

Гаметофит отвечает за половое размножение, а спорофит – за бесполое. Тема, возможно, кажется нелегкой для школьников, однако вопросы по ней часто встречаются в заданиях в ЕГЭ и ОГЭ по биологии, потому следует разобраться.

Спорофит – одно из чередующихся поколений, относится к бесполому. Многоклеточная диплоидная фаза, происходящая в период жизни водорослей и растений. 

Бесполое развитие происходит из зиготы, в которой появляются споры. Образование зиготы происходит на половой гаплоидной фазе из женской яйцеклетки, оплодотворенной мужской гаметой.


Гаметофит — гаплоидная или половая фаза в жизненном цикле растений, которая, в свою очередь, развивается из спор и производит половые мужские и женские клетки, или гаметы. Когда гаметы сливаются вместе или оплодотворяются, снова наступает гаплоидное поколение.

Гаметы бывают двух видов:

  1. Мужские гаметы. Появляются из мужских гаметангий – антеридий. У споровых и водорослей они называются сперматозоидами, у семенных – спермиями. Отличаются между собой подвижностью, сперматозоиды имеют жгутики, поэтому могут двигаться.

  2. Женские гаметы, представляющие собой неподвижные яйцеклетки. Образуются в женских гаметангиях, которые носят название – архегонии.

У наземной растительности оплодотворение яйцеклетки происходит в архегонии, после которого появляются споры. Жизненный цикл продолжает свое чередование.

Чередование поколений особо выражено у споровых растений. У папоротников, плаунов, хвощей гаметофит находится раздельно от спорофита, но преобладает гаплоидность. 

Гаметофит выражен недолговечным маленьким ростком, на котором затем вырастает спорофит. У мхов нет разделения между фазами, коробочка со спорами развивается на гаметофите.

Цветковые или покрытосеменные растения для размножения используют опыление, когда мужские гаметы в тычинках переносятся к женским в пестиках. У голосеменных растений семена находятся в открытом виде – шишках, и оплодотворение происходит, как и у покрытосеменных. 

Однако семя голосеменных развивается из семязачатка, который открыт на семенной чешуе, у покрытосеменных оно находится внутри плода.

Схема жизненного цикла высших растений проста: постоянное чередование полового (гаплоидного) с бесполым (диплоидным) поколением.

Таблица «Отличия гаметофита и спорофита у растений»

Гаметофит и спорофит могут отличаться по размеру и этапам формирования.

ГаметофитСпорофит
Относятся к гаплоидам, имеют только один набор хромосом.Относятся к диплоидам из-за наличия двух наборов хромосом.
Размножение происходит половым путем.Размножение происходит бесполым способом.
Для процесса характерно образование гамет – мужских и женских половых клеток: спермий, яйцеклеток и сперматозоидов.Для стадии характерно образование специальной клетки – споры, предназначенной бесполому размножению.
Образование гамет происходит, когда в гаметофите начинается деление (митоз) из гаплоидных клеток.Образование спор происходит, когда в спорофите начинается деление (мейоз) из диплоидных клеток.
При оплодотворении женской гаметы мужскими образуется зигота. Затем из зиготы образуются споры.Когда спора делится способом, который называется митоз, наступает диплоидная фаза жизненного цикла.

Почему в жизненном цикле растений преобладает спорофит?

Преимущества спорофита:

  • в водной среде происходит передвижение гамет, а на поверхности земли растения не способны перемещать свои споры;
  • из-за изменчивых условий на поверхности земли диплоидным организмам легче сохранить рецессивные признаки, которые могут стать необходимыми для выживания в изменившейся среде обитания.

В жизни покрытосеменных, голосеменных, большей части споровых, кроме мхов, преобладает гаплоидность. Обусловлено это тем, что в природе важно наличие семени для дальнейшей жизни. 

Гаметофит – это, непосредственно, оплодотворение, а спорофит – появление спор. Споры необходимы для дальнейшего распространения, произрастания вида растения на земле. 

Именно диплоидный вид организма способен вынести меняющиеся условия наземной жизни.

Споры папоротника

Поэтому диплоидное поколение преобладает у наземных растений, у подводной растительности – водорослей преобладает гаплоидная часть. Даже одноклеточные водоросли – хламидомонады, имеют преобладающую гаплоидность на протяжении своей жизни.

Задача 1

Какой хромосомный набор у клеток гамет и заростка папоротника? Каким способом происходит деление этих клеток?

Решение.

Заросток с гаметой папоротника обладают гаплоидным набором хромосом. Гаметы папоротника образуются с помощью митоза из клеток гаметофита в архегониях.

Задача 2

У соматических кукурузных клеток 20 хромосом. Какой набор хромосом содержат клетки пыльцы?

Решение.

В генеративной клетке пыльцы содержится 10 хромосом, так как она образуется в процессе митоза.

Задача 3

Каким хромосомным набором обладают листья и заросток папоротника? Каким видом деления и из чего образуются эти клетки?

Решение.

Взрослые клетки листьев характеризуются диплоидном хромосомным набором, заростка – гаплоидным, так как образуется из споры.

Источник: https://nauka.club/biologiya/sporofit-i-gametofit.html

Схема жизненного цикла папоротников: описание поколений и способа размножения

Образование спор у папоротника тип размножения

Есть мнение, что папоротники существовали более 358 млн лет назад. Это самые древние из споровых культур. Если взять современный уголь, он как раз является результатом гниения древних растений, в том числе папоротников. В семействе наиболее изученными являются орляк, страусник и щитовник мужской. В цикле развития папоротниковых, также как у хвощей, плаунов, верховодит спорофит.

Особенности жизненного цикла папоротника

На самом ли деле цветет папоротник или это заблуждение, интересует человека с древних времен. Для выяснения вопроса следует отследить причинно-следственные связи. Как известно, цветок растения после увядания формирует семенник. То есть, если какая-то культура выращивается из семян, значит изначально должно быть цветение. Хоть какие-нибудь бутончики должны формироваться и распускаться.

Папоротник

Размножение семенами происходит по классическому сценарию:

  • высеваются семена;
  • появляются ростки;
  • из ростков формируется молодое растение;
  • растение достигает зрелости;
  • зацветает;
  • после увядания бутона на его месте появляется семенник;
  • семена вызревают и готовы к новому посеву.

В случае с плодовыми культурами семенной материал формируется и зреет внутри плода. Это могут быть косточки или семена.

Между тем, древнейшее на планете растение – папоротник размножается спорами. Семенам неоткуда взяться, так как не распускаются цветки. Кстати, к группе тайнобрачных также относятся мхи, хвощи, плакуны.

Из этого факта следует, что папоротник не цветет. Другая точка зрения связана исключительно с мистикой. Особенно легенда стала популярной после выхода фильма про ночь на Ивана Купалу. Предание гласит о том, что в эту ночь растение зацветает изумительным красным цветком. Тот, кто его увидит, обретет счастье.

Заблуждение человека тоже можно понять. Оно происходит на основании формы и цвета споровой пыли. Она скапливается на изнаночной стороне листа как красно-бурое облако. Скопление ярких спор вполне можно принять за цветки. Иногда с бутонами путают шарообразные завитки по контуру листа.

Основные стадии развития папоротника

Какое строение папоротника — особенности листьев, корней папоротников

У семейства папоротников изучено более 3 сотен родов и около 10 тысяч видов.

Интересный факт! У папоротника набор хромосом более 1200.

В зависимости от условий произрастания папоротники бывают низкорослыми и высокорослыми. В среднем высота куста составляет 0,3-1 метра. Представители семейства предпочитают влажные тенистые участки леса.

Эти растения для человека, в основном, играют декоративную роль. Хотя есть съедобные виды (орляк, страусник), а некоторые являются лечебными.

Например, корневища щитовника мужского используют для изготовления противогельминтного средства.

Жизненный цикл папоротника

Изначально растение может размножаться только спорами. Все остальные способы разведения основаны на уже существующем растении. Например, деление корневища, высаживание отростков либо почек боковых.

Итак, вызревшие и опавшие споры проходят циклы спорофитов и гаметофитов. Жизненный цикл папоротника включает последовательность фаз:

  • созревают споры;
  • из споры папоротника развивается заросток (гаметофит);
  • образуются половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки;
  • образуется зигота;
  • прорастает зародыш;
  • вырастает новый кустик.

На этом цикл развития папоротника завершается. Молодое растение повторит его вновь. В итоге продолжительность полового цикла развития очень короткий.

Обратите внимание! В жизненном цикле культуры преобладает поколение бесполое. Как раз оно дает жизнь растению.

Стадия гаметофита

Вначале на нижней стороне листовой пластины образуются и вызревают споры. Затем они отделяются от листа и разносятся по территории. Закрепившаяся на поверхности почвы спора, прорастает и превращается в гаметофит папоротника, похожий на сердечко отросток. Вместо корней у него нитевидные ризоиды.

Заросток папоротника обоеполый. В разных кармашках зреют яйцеклетки и сперматозоиды. Для их встречи требуется вода. Эта стадия называется половой.

Стадия спорофита

Спорофит папоротника – это заросток. Форма заростка предполагает медленное стекание воды по поверхности. Задержавшиеся внизу капельки способствуют продвижению сперматозоида к яйцеклетке. Происходит оплодотворение. Образовавшаяся клетка (зигота) является основой для формирования спорофита. Это бесполое поколение папоротника.

Интересно! Зародыш вначале берет питание из заростка. После появления первого листа можно говорить о завершении жизненного цикла папоротника.

Размножение папоротников в домашних условиях

Размножение папоротников — схема и описание

Как размножается папоротник, зависит от условий произрастания. В естественной среде он размножается:

Споры папоротника

При домашнем размножении споры используются редко. Самое легкое и результативное – вегетативное размножение. Новое растение получают из:

  • делёнок;
  • укорененных черенков и отростков (боковых воздушных побегов);
  • выводковых почек.

Вегетативное размножение

Боковой побег можно описать как стрелку или усик на листовой пластине. Для размножения используется именно она. Достаточно поставить рядом с горшком другую емкость с грунтом, нагнуть и прикопать на ней стрелку. Во влажном субстрате и на свету усик пустит корни через 1,5-2 месяца. Дальше молодое растение можно отделить от материнского куста и выращивать как обычно.

Деление куста

Другой вегетативный способ – это укоренение выводковых почек. Такой боковой отросток появляется на черешке листовой пластины. Сформировавшаяся почка хорошо укореняется в плодородном, влажном субстрате.

Интересно! Укоренение пройдет быстрее, если саженцам создать тепличные условия.

Совсем простой метод размножения – деление куста. Процедура проводится со взрослым растением. Процесс выглядит так:

  1. Почва в горшке обильно поливается.
  2. Куст вытаскивается.
  3. Корневая система делится на несколько частей.
  4. Каждая делёнка высаживается в отдельную емкость.

Важно! Молодое растение нужно ежегодно пересаживать. В отличие от однолетних растений куст папоротника с возрастом становится только пышнее и краше.

Для хорошего развития комнатного цветка следует соблюдать следующие условия:

  • Поддержание высокой влажности. Особенно после включения приборов отопления. Можно ставить рядом с горшком ёмкость с водой, постоянно увлажнять керамзит в поддоне, опрыскивать теплой, отстоянной водой по несколько раз на дню.
  • Полив точно по расписанию. После этого следует сливать воду с поддона.
  • Внесение удобрений. Растение лучше усваивает подкормку в растворенном виде. Частота внесения – не менее двух раз за месяц. Предпочтительнее использовать специальные составы. Начинать подкормку нужно на второй год после высадки.
  • Освещение. Культуре требуется длительный световой день, но в кружевной тени либо с затенением. Зимой подойдут южные окна, а когда жарко – восточные и западные.
  • Температура. Оптимальной считается от +22 до +25 градусов.

Половое размножение спорами

Посев спорами для садового выращивания проводится после наступления устойчивого тепла. Для получения домашнего растения споры можно сеять весной и осенью.  Для посева годятся только сформировавшиеся споры. Процесс посева:

  1. Готовится грунт.
  2. Хорошо увлажняется.
  3. Высеваются споры.
  4. Поверх них насыпается слой (2-3 см) грунта.
  5. Емкость накрывается пленкой.

Выращивание из спор

После появления поросли пленка открывается постепенно.

Нужно знать! Процесс прорастания спор долгий. Эффективность зависит от сорта.

Размножение папоротника в естественной среде

Асплениум нидус: примеры основных сортов и условия для цветения в доме

Схема и описание размножения папоротника в природе выглядят следующим образом:

  1. На листьях формируется спорангий со спорами внутри.
  2. Созревшие споры отрываются от материнского куста и распространяются по территории с помощью воды или ветра.
  3. При оптимальных условиях спора формирует заросток и ризоидом крепится к почве.
  4. На изнанке заростка созревают женские и мужские половые клетки, происходит оплодотворение.
  5. Из оплодотворенной клетки формируется зигота. Из нее корневая система прорастает в землю.

Нужно знать! У папоротника не все листья споровые. Есть стерильные и бесполые.

Оригинальный папоротник

Для комнатного разведения многолетние папоротники подходят как нельзя лучше. Возможность получения нового растения несколькими способами только облегчает процесс.

Что характерно, отсутствие цветов ничуть не умаляет декоративность древнейшей культуры. Цветет ли папоротник или это просто красивая легенда неважно. К тому же привлекает и универсальность папоротника.

Он может украшать и жилые помещения, и присутственные места. Главное, придерживаться несложных правил ухода за ним.

Источник: https://greensotka.ru/paporotniki/zhiznenniy-tsikl.html

Папоротникообразные растения: характеристика группы, биологическое значение – Учёба

Образование спор у папоротника тип размножения

Папоротники — наиболее древняя группа высших растений. Встречаются в различных экологических условиях. В умеренных зонах это травянистые растения, наиболее распространены во влажных лесах; некоторые растут на заболоченных местах и в водоёмах, их листья отмирают на зиму. Во влажных тропических лесах встречаются древовидные папоротники с колоноподобным стволом высотой до 20 метров.

Наиболее распространённые папоротники — орляк, страусник.

Строение

Господствующей фазой в жизненном цикле папоротника является спорофит (взрослое растение). Почти у всех папоротников спорофит многолетний. Спорофит имеет довольно сложное строение. От корневища вертикально вверх отходят листья, вниз — придаточные корни (первичный корень быстро отмирает). Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растений.

Общий вид папоротника

Размножение

Спорангии находятся на нижней стороне листа, собраны кучками (сорусы). Сверху сорусы прикрыты покрывальцем (кольцо). Споры рассеиваются при разрыве стенки спорангия, а кольцо, оторвавшись от тонкостенных клеток, ведёт себя подобно пружине. Число спор на одном растении достигает десятков, сотен миллионов, иногда миллиардов.

Лист папоротника с нижней стороны

На влажной почве споры прорастают в маленькую зелёную сердцеобразную пластинку величиной несколько миллиметров. Это заросток (гаметофит). Он располагается почти горизонтально к поверхности земли, прикрепляясь к ней ризоидами. Заросток обоеполый. На нижней стороне заростка образуются женские и мужские половые органы (мужские — антеридии, женские — архегонии).

Образование заростка

Оплодотворение происходит в водной среде (во время росы, дождя или под водой).

Оплодотворение

Мужские гаметы — сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, проникают внутрь и гаметы сливаются.

Происходит оплодотворение, в результате чего образуется зигота (оплодотворённая яйцеклетка).

Оплодотворение

Из оплодотворённой яйцеклетки формируется зародыш спорофита, состоящий из гаустории — ножки, которой он врастает в ткани заростка и потребляет из него питательные вещества, зародышевого корешка, почки, первого листа зародыша — «семядоли».

Образование заростка

Со временем из заростка развивается растение папоротник.

Схема развития папоротника

Таким образом, гаметофит папоротников существует независимо от спорофита и приспособлен к обитанию в условиях увлажнения.

Спорофитом является всё растение, которое вырастает из зиготы — типичное сухопутное растение.

Источник:

Урок 40. Разнообразие и значение папоротникообразных

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока — комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Разнообразие и значение папоротникообразных
  9. Цели: продолжить знакомство с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых ра­стений; дать представление о многообразии папоротникообраз­ных и особенностях их внешнего строения; продолжить форми­рование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; раскрыть экологическую роль папо­ротникообразных, их роль в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также необходимость охраны папорот­никообразных; обобщить знания о высших споровых растениях.
  10. Оборудование и материалы: таблица «Цикл развития папорот­ника», динамическое пособие «Развитие папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников: нефролеписа, страусника, адиантума (венерин волос), асплениума, селягинелла, платице- риума («олений рог»), а также аквариумные виды папоротников, например сальвинии плавающей, гербарные образцы различных папоротников, хвощей, плаунов, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», геохронологическая шкала, рисунки пейзажей каменноугольного периода, Красная книга растений.
  11. Ключевые слова и понятия: папоротникообразные, папоротники, хвощи, плауны; каменноугольный период (карбон), палеозойская эра; значение папоротникообразных в природе и жизни человека.
  12. Ход урока
  13. Актуализация знаний
  14. Выберите верные утверждения.
  15. Папоротникообразные относятся к высшим растениям.
  16. У папоротникообразных нет четкой дифференциации на органы и ткани.
  17. Многие папоротникообразные являются реликтовыми формами.
  18. Размножаются папоротникообразные при помощи зооспор.
  19. Папоротникообразные средней полосы представлены в основном крупными древовидными формами.
  20. К папоротникообразным относят папоротники, хвощи и плауны.
  21. Среди папоротников встречаются такие, которые живут в водной среде.
  22. Листья папоротников не участвуют в процессе фотосинтеза, а вы­полняют спороносную функцию.
  23. Папоротники — многолетние корневищные растения.
  24. От корневища папоротников отходят один ярко выраженный глав­ный корень и множество боковых.
  25. При прорастании споры в благоприятных условиях из нее разви­вается заросток.
  26. На нижней стороне заростка образуются женские половые орга­ны, называемые архегониями, и мужские, которые носят название антеридий.
  27. Мужские гаметы папоротников неподвижны и называются спер- миями.
  28. Передвижение мужских гамет папоротникообразных может про­исходить только при наличии воды.

После оплодотворения образуется зигота, из которой развивают­ся небольшой побег и придаточные корни. Это зародыш будущего растения.

  • Молодой папоротник способен образовывать новые споры через год после появления на свет.
  • Самыми древними представителями папоротникообразных яв­ляются хвощи.
  • Изучение нового материала
  • Рассказ учителя с элементами беседы
  • На прошлом уроке мы познакомились с представителями па­поротникообразных.

Вспомните, какие группы растений относятся к папорот­никообразным. (Папоротники, хвощи и плауны.)

Как вы считаете, это сравнительно молодая или древняя группа растений?

Самыми древними представителями папоротникообразных являются хвощи.

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает темы докладов. На выступление отво­дится 5—7 мин.)

Расцвет папоротникообразных пришелся на каменноугольный период палеозойской эры (карбон). Это было около 300 млн лет назад. (Учитель демонстрирует геохронологическую шкалу и пей­зажи каменноугольного периода.) В то время климат на Земле был очень теплым и влажным.

Часто шли теплые тропические дожди, воздух постоянно был заполнен туманом — водяными парами. Большую часть суши занимали мелководные озера, болота, кото­рые плавно переходили в неглубокие морские заливы. Раститель­ный покров нашей планеты сильно отличался от современного.

На Земле господствовали папоротникообразные и голосеменные растения. Большинство папоротникообразных тех времен имели древовидную форму и достигали 20—40 м в высоту. Травянистые растения того периода также были представлены папоротнико­образными и мхами.

Эти растения гораздо больше напоминали современные мхи, папоротники, хвощи, плауны.

  1. Практическая работа СТРОЕНИЕ ВЫСШЕГО СПОРОВОГО РАСТЕНИЯ ХВОЩА
  2. Цели: познакомить с внешним строением хвоща полевого как представителя высших споровых растений; продолжить форми­рование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
  3. Оборудование: засушенные спороносные и вегетативные по­беги хвоща полевого с корневищами (один на парту), гербарий различных видов хвощей с корневищами и придаточными корня­ми; лупа (на каждого ученика или одна на парту), препаровальная игла (на каждого ученика или одна на парту).

Общие рекомендации. Засушить побеги хвоща с корневищами необходимо заранее. Необходимо помнить, что у большинства хво­щей корневище залегает в почве на глубине около 15—20 см. Найти хвощи можно в сыром лесу, на поле, болоте. Для урока подойдет любой из хвощей. Весенние спороносные побеги необходимо за­готавливать в апреле — мае, а вегетативные — в июне — августе.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите у него корневище, рассмотрите его, найдите придаточные корни.

Рассмотрите стебель, найдите на стебле пленчатые листья, прижатые к стеблю.

На верхушке побега найдите спороносный колосок. Рас­смотрите его.

Рассмотрите внешнее строение вегетативного (летнего) по­бега хвоща полевого. Рассмотрите мутовчатоветвистый стебель, мутовки листьев. Обратите внимание, что листья срослись особым образом. Свободными остаются только самые кончики листьев в виде зубчиков.

Зарисуйте внешнее строение весеннего и летнего побегов хвоща полевого с корневищами. Подпишите основные органы.

Сделайте вывод об особенностях строения данного растения и о принадлежности его к высшим споровым растениям. Сравните внешнее строение папоротника и хвоща.

Беседа

Вспомните, что такое торф и как он образуется. (Торф — это частично разложившиеся в условиях затрудненного доступа кислорода растительные остатки.)

Где образуется торф? (На болотах.)

Похожие процессы происходили и в каменноугольном пе­риоде.

Как вы думаете, откуда произошло название этого периода? (В этот геологический период шло активное образование и на­копление каменного угля.)

Источник: https://rozli.ru/karera/paporotnikoobraznye-rasteniya-harakteristika-gruppy-biologicheskoe-znachenie.html

Спорофит папоротников представлен (_), гаметофит – (_).Стробилы у папоротников (_).Антеридии и архегонии у щитовника мужского образуются на (_).Споры у щитовника мужского образуются на нижней части листа в (_), прикрыты покрывалом – (_).Чем представлен бесполое поколение у папоротников? Ответ поясните.Чем представлен половое поколение у папоротников? Ответ поясните.Где образуются гаметы у папоротника?Как происходит половое размножение у папоротников?Где образуются споры у папоротника?Как происходит бесполое размножение у папоротников?Где образуется зародыш нового растения у папоротника?

Образование спор у папоротника тип размножения

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 3

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 4

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 5

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 6

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 7

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 8

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 9

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 10

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 11

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 12

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 13

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 14

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 15

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 16

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 17

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 18

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Page 19

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

0

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

1

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

2

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

3

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

4

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

5

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

6

сколько грамматических основ в предложении? укажите эти основы дружбой с пущиным поэт очень дорожил, ведь она была настоящей, а это редкий дар судьбы.1. одна 2. две 3. три 4. четыре

Источник: https://znanija.site/biologiya/24374378.html

Зеленый уголок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: