Фазы развития растений

Фазы развития овощных растений

Фазы развития растений

В процессе исторического развития (филогенеза) растения, попадая в различные экологические условия, претерпевали изменения. Приобретенные признаки передавались по наследству из поколения в поколение. В онтогенезе (от начала до конца индивидуальной жизни растения) в зависимости от условий среды идет рост и развитие овощных растений.

Рост — это процесс новообразования отдельных составных частей клеток и органов, сопровождающийся увеличением размеров и массы растений. Развитие – это процесс качественных изменений, происходящих в точках роста растений, который приводит к появлению генеративных органов и плодоношению.

Оба эти процесса взаимосвязаны и взаимообусловливают один другой, ив то же время они в известном смысле являются автономными, т. е. протекающими самостоятельно.

Например, в период зимнего хранения маточников (корнеплодов, луковиц, кочанов) в конусах нарастания могут проходить качественные изменения, и после высадки их в поле быстро образуются стебли, а затем начинается цветение и плодоношение.

Фазы роста

В течение своей жизни растения проходят несколько фенологических фаз. Каждая фаза характеризуется определенными морфологическими изменениями, которые можно наблюдать невооруженным глазом. Таких фаз насчитывается десять:

1.       покоящееся семя;

2.       набухание семени;

3.       прорастание семени;

4.       появление всходов;

5.       рост вегетативных органов и, формирование органов запаса;

6.       рост стебля и его боковых ответвлений;

7.       бутонизация;

8.       цветение;

9.       рост плодов;

10.   созревание плодов.

Первая фаза развития овощных растений характеризуется замедленными темпами жизнедеятельности растений, что обусловливается наличием в семенах небольшого количества влаги. В этой фазе растения могут успешно переносить неблагоприятные условия среды.

Во второй фазе растения поглощают большое количество воды, благодаря чему семена увеличиваются в объеме.

В семенах начинается активная деятельность ферментов, которые гидролизуют сложные органические соединения в более простые.

Под влиянием ферментов белки распадаются до аминокислот, жиры — до липоидов, полисахара — до моносахаров. Наличие удобоусвояемых питательных веществ для зародыша семени способствует его пробуждению.

Третья фаза развития овощных растений характеризуется активным ростом зародыша, благодаря чему оболочка семени разрывается и образуется корешок, который быстро увеличивается в размере.

Четвертая фаза характеризуется появлением из почвы семядольных листочков. К этому времени запасные питательные вещества семени истощаются, растения переходят к самостоятельному (автотрофному) питанию, начинают усваивать углекислый газ семядольными листочками и поглощать корнями минеральные соли из почвы.

В пятой фазе овощные растения развивают мощную корневую систему и ассимиляционный аппарат, благодаря деятельности которых происходит накопление питательных веществ и отложение их в органы запаса.

Конечным этапом этой фазы является формирование продуктовых органов (овощей): кочанов, корнеплодов, луковиц, клубней, корневищ.

Плодовые овощные растения к этому времени накапливают такое количество питательных веществ, которое способствует активному формированию генеративных органов.

Шестая фаза характеризуется сильным ростом стеблей. На рост побегов расходуется большое количество питательных веществ, которые поступают не только за счет ассимиляции из почвы и воздуха, но и из органов запаса.

В практике имеют место случаи преждевременного образования стеблей еще до того, как сформируются органы запаса. Однако это явление вызывается чаще всего неблагоприятными условиями среды (недостаток влаги, высокая температура и т. д.), и его следует считать аномальным.

Переход к шестой фазе у двулетних и многолетних растений наблюдается на второй год жизни, а у однолетних он происходит мало заметно в первый же год.

При наступлении седьмой фазы на стеблях образуются бутоны. В эту фазу продолжается активный рост основных стеблей и боковых ответвлений а вместе с ними и увеличивается количество листьев.

Восьмая фаза развития овощных растений наступает после распускания бутонов. Происходит опыление цветков, после чего семяпочки завязей оплодотворяются. Конечным этапом этой фазы является отмирание и опадение (или усыхание) лепестков.

Девятая фаза развития овощных растений характеризуется усиленным разрастанием и увеличением в объеме оплодотворенных завязей. По мере роста плодов в них происходит формирование семян и накопление питательных веществ. К концу девятой фазы плоды достигают максимальных размеров.

При наступлении десятой фазы плоды, как правило, не увеличиваются в размерах. В них происходят глубокие физиологические процессы — переход питательных веществ в малодеятельное состояние и потеря влаги. Семена приобретают характерную окраску и достигают полной спелости.

Прохождение фенологических фаз

Прохождение фенологических фаз роста и развития у однолетних, двулетних и многолетних растений протекает по-разному. Однолетние растения все фазы роста и развития проходят в течение года.

У двулетних овощных растений в первый год проходят пять фаз, т. е. у них происходит формирование продуктовых органов (корнеплодов, луковиц, клубней).

После этого растения переходят в состояние покоя, и в таком виде они могут сохраняться при определенных условиях до будущего года. На следующий год жизни растения проходят все последующие фазы роста и развития.

Многолетние овощные растения растут и развиваются, как и двулетние. Различие определяется тем, что после сформирования в первый год жизни органов запаса, например корневищ, они могут возобновлять свой рост в последующие годы.

Периодичность роста овощных растений

В процессе эволюции растения выработали способность переходить от состояния активного роста к состоянию замедленной жизнедеятельности, которое называют покоем.

Это является результатом приспособления растений к постоянно повторяющейся смене теплой летней погоды суровыми зимами.

Растения, находящиеся в состоянии покоя, способны противостоять низким температурам и другим неблагоприятным условиям.

У однолетних растений состояние замедленной жизнедеятельности наблюдается в фазе семени. У двулетних растений состояние покоя можно наблюдать дважды: в фазе семени и после того, как сформируются корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны или стеблеплоды. Используя способность растений находиться в состоянии покоя, человек может создавать запасы овощей и картофеля на длительное время.

Переход в состояние покоя обусловливается созданием жироподобного слоя на поверхности протоплазмы клеток в точках роста. Протоплазма клеток становится более плотной и вязкой. В результате этого процессы дыхания, транспирации и роста почти затухают. Состояние покоя у растений может быть глубоким и вынужденным.

Под глубоким покоем следует понимать такое состояние растений, при котором они не могут начать рост даже при наличии благоприятных условий среды. Примером глубокого состояния покоя могут служить свежеубранные клубни картофеля, которые не тронутся в рост, если их посадить сразу же после уборки.

Если же эти клубни сохранить до января — февраля в хранилище, то они приобретают способность к прорастанию. Выход, растений из состояния покоя обусловливается биохимическими процессами, протекающими в растениях, в ходе которых сложные органические соединения превращаются в более простые и становятся доступными для почек.

После окончания периода глубокого покоя растения приобретают способность к росту. Однако, если условия окружающей среды сложатся неблагоприятно, вегетация не начнется и растения будут пребывать в вынужденном покое. У картофеля, лука и некоторых других культур период глубокого покоя заканчивается через 2—4 мес. после уборки.

При дальнейшем хранении они находятся в состоянии вынужденного покоя. Способность, растений находиться в покое или вегетации используется в овощеводстве для управления жизнью растений в нужном направлении. Например, если нужно «заставить» растения быстрее закончить свой рост, прекращают поливы, уменьшают азотное питание, подрезают корневую систему.

В других случаях применяют отдельные приемы для выведения растений из состояния покоя с целью быстрейшей их вегетации. Такими приемами являются: теплые ванны для луковиц; воздействие химическими реактивами, например тиомочевиной, этиленхлоргидрином, роданистым натрием. Развитие овощных растений. Выше уже отмечалось, что в растениях наряду с ростом идут процессы развития, т. е.

качественные изменения содержимого клеток и органообразовательных процессов, которые, проходят в точках роста растений с момента прорастания семян до созревания новых семян. Почки растений, находящиеся ближе к верхушечной точке роста, бывают более развитыми, чем, в нижней части растения.

Развитие растений происходит скачкообразно и, как правило, в определенной последовательности. Это зависит от условий внешней среды и протекает в виде определенных стадий. Первая стадия определяется тепловым фактором. Ее называют стадией яровизации. Однако правильнее ее называть температурной.

У холодостойких овощных культур (салат, корнеплодные растения, капуста и др.) температурная стадия проходит при низкой положительной температуре от 1 до 5° С. У некоторых холодостойких культур, например репчатого лука, диапазон температур более широкий (от 2 до 18°С).

У теплолюбивых культур (огурец, томат, фасоль) процессы развития проходят при тех же температурах, которые необходимы для роста этих культур.

После температурной стадии растения, прежде чем приступить к формированию генеративных органов, должны закончить световую стадию, для прохождения которой необходима определенная продолжительность дня.

По отношению к длине все растения делят на 3 группы:

1) растения короткого дня, требующие для своего развития 12 часов;

2) растения длинного дня, которые быстрее переходят к плодоношению при длине дня свыше 14—16 часов;

3) нейтральные, не реагирующие на длину дня. Растениями короткого дня являются огурец, дыня, арбуз, томат, перец, баклажан, фасоль, кукуруза и др. При выращивании этих культур в северных районах в рассадный период укорачивают длину дня до 10-12 часов; Благодаря этому они начинают плодоносить на 6-10 дней быстрее, чем при выращивании на длинном дне.

К растениям длинного дня относятся салат, свекла, шпинат, редис, редька и некоторые другие, которые в условиях длинного, дня быстро заканчивают прохождение световой стадии и выбрасывают стебель.

При выращивании этих растений на коротком дне развитие их протекает медленно, они наращивают большую вегетативную массу и образуют стебли позднее. Именно поэтому названные растения почти никогда не образуют стеблей при выращивании в парниках, где искусственно укорачивается световой день путем притенения матами.

Аналогичная картина наблюдается при выращивании растений длинного дня в осенний период, когда световой день становится коротким, или при выращивании их в южных районах. К нейтральным растениям относятся капуста, морковь, петрушка, картофель.

Говоря о развитии, следует остановиться на продолжительности прохождения стадийных изменений у растений. У таких растений, как салат, редис, шпинат, стадийные изменения заканчиваются за 6-10 дней. Эту группу растений принято называть короткостадийной.

Морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква проходят температурную стадию за 120-180 дней. Эти растения называют длинностадийными. Промежуточное положение занимают свекла, репа, редька, репчатый лук, заканчивающие температурную стадию за 30—50 дней.

Если у однолетних растений все стадийные изменения происходят в первый же год жизни, то у двулетних они протекают главным образом после того, как растения накопят досрочное количество питательных веществ, т.е. в период хранения маточников в хранилищах.

Исходя из биологических особенностей растений в период хранения маточников в хранилище поддерживают температуру, благоприятствующую прохождению первой стадии. Если таких условий во время хранения не будет создано, цветочные стебли не образуются. Это явление называется «упрямством».

При вегетативном размножении репчатого лука, когда нужно.задержать образование цветочных стрелок, луковицы в зимний период хранят при температуре 0-1 или 20-25° С, чтобы не прошла температурная стадия.

При возделывании двулетних овощных культур на продукцию часто бывают случаи образования у некоторых растений цветоносных побегов в первый же год их жизни. Объясняется появление «цветухи» наследственными особенностями индивидуума, а также нарушением правил семеноводства.

Источник: https://lugasad.com/agrotech/osobennosti-vyraschivaniya/204-fazy-razvitiya-ovoshhnyx-rastenij.html

Развитие и питание Растений

Фазы развития растений

В течение вегетации у зерновых культур отмечают следующие фазы роста и развития: всходы, кущение, стеблевание, выход в трубку, колошение (колосовые) или выметывание (сорго, овес), цветение и созревание.

У озимых культур первые две фазы развития при благоприятных условиях протекают осенью, остальные — весной и летом следующего года; у яровых — весной и летом в год посева.

Фазы вегетации растений зерновых культур занимают довольно значительный интервал времени, в течение которого развивающиеся органы проходят ряд стадий. Для разработки эффективных приемов минерального питания важно знать этапы органогенеза, т.е. образования органов.

Было разработано несколько систем для числового наименования стадий роста и развития. Среди этих систем, в России наиболее часто пользуются шкалой Куперман, а во всем мире, как правило, системами Фикса, Задокса (Z) или Науна (Feekes, Zadoks, Naun).

Международная классификация фаз развития пшеницы (по Задоксу)

При набухании в семенах происходят биохимические и физиологические процессы способствующие прорастанию. По мере набухания семена начинают прорастать.

Ко времени образования 3–4 листьев зародышевые корни разветвляются и проникают в почву на глубину 30–35 см, рост стебля и листьев временно приостанавливается, происходит дифференциация зачаточного стебля на узлы и междоузлия.

В этот период существует опасность повреждения растений корневыми гнилями, особенно, если всходы попадают в ситуацию переувлажнения, низкой температуры почвы, глубокой заделки семян. Чем крепче растение, тем меньше будет оно подвержено влиянию патогенных микроорганизмов.

Интенсивность кущения зависит от условий произрастания, видовых и сортовых особенностей зерновых культур. При оптимальной температуре (10–15°С) и влажности почвы период кущения растягивается, а число побегов увеличивается. В обычных условиях озимые культуры образуют 3–6 побегов, яровые — 2–3. На количество побегов влияют также плодородие почвы, особенно азот до начала фазы стеблевания.

Динамика формирования побегов кущения и узловых корней у зерновых культур неодинакова. У ржи и овса, кущение и укоренение протекают одновременно в период появления 3–4 листа. У ячменя и пшеницы побеги кущения появляются раньше начала укоренения, кущение происходит в период появления 3 листа, а укоренение — 4–5 листа.

У проса побеги кущения образуются в период появления 5–6 листа, у сорго — 7–8 листа. Узловые корни у этих культур начинают развиваться при образовании 3–4 листа. Одновременно с образованием боковых побегов формируется вторичная корневая система, которая размещается в основном в поверхностном слое почвы.

В этот период происходит закладка будущего урожая — формирование колосковых бугорков.

Побеги, произведенные в фазу кущения должны выжить для увеличения урожайности. Развитие колоса и начало удлинения стебля требуют большое количество ресурсов растения, поэтому плохо сформированные побеги быстро отмирают.

Засуха, тепловой стресс, заморозки в период удлинения стебля (фаза стеблевания) и в фазу выхода в трубку увеличивают количество отмерших побегов из–за ограничения ресурсов растения. Часто только главный побег остается для репродукции в условиях засухи.

Если засуха прекращается или в этот период вносится дополнительная азотная подкормка, нарушается синхронизация развития растения и оно производит множество поздно созревающих колосьев, что также является проблемой при уборке.

Величина урожая в значительной мере зависит также от размеров колоса и его озерненности.

Колос начинает закладываться на третьем этапе органогенеза (Z 25–29), что по времени совпадает с фазами кущения и стеблевания.

В период кущения растения должны быть в достаточной степени обеспечены элементами питания, особенно азотом, который резко увеличивает ростовые процессы формирующихся продуктивных органов.

Четвертый этап органогенеза (начало выхода в трубку, Z 30) практически определяется ощупыванием первого стеблевого узла, который находится на высоте 2–3 см от поверхности почвы. Это критический период для озимых по обеспеченности влагой и питанием, когда формируются колосовые бугорки, от чего зависит количество колосков в колосе.

Пятый этап (Z 31–33) совпадает с серединой фазы выхода в трубку и характеризуется началом образования и дифференциации цветков, идет закладка тычинок, пестиков и покровных органов цветка. Фенологическим его признаком является появление второго стеблевого узла.

На этом этапе органогенеза окончательно определяется потенциально возможное для сорта количество цветков в колосках.

Некорневая подкормка будет эффективной и обеспечит закладку крупного колоса, если охватит период Z 25–33, причем, чем раньше она будет проведена, тем лучше конечный результат.

Выход в трубку (Z 34-50)

Окончание дифференциации конуса нарастания приходится на шестой и седьмой этапы органогенеза (Z 37–50), что совпадает со второй половиной фазы выхода в трубку до колошения (Губанов В.Я., 1986).

В этот период растения поглощают наибольшее количество питательных веществ, в результате чего увеличивается количество продуктивных стеблей, колосков и зерен в колосе.

В это время вносится вторая доза азотных удобрений и некорневая подкормка (появление флагового листа перед цветением). Такая подкормка значительно повышает урожай за счет повышения жизнеспособности пыльцы и образованию зерен в колосе.

Цветение у зерновых культур наступает во время или вскоре после колошения. Так, у ячменя цветение проходит еще до полного колошения, когда колос не вышел из влагалища листа, у пшеницы — через 2–3 дня, у ржи — через 8–10 дней после колошения.

Колошение (Z 50-59)

Абиотические стрессы перед появлением флагового листа могут привести к потере колосков развивающегося колоса. При благоприятных условиях на каждом колоске может развиться до 12 цветков.

Однако, поздно сформировавшиеся цветки опадают и на колоске остаются только от двух до четырех цветков, способных дать зерно. Цветение начинается в нижней части колоса и постепенно распространяется вверх.

При экстремальных условиях все цветки колосков вверху и внизу колоса могут отмереть еще до цветения. Количество побегов и цветков, завязавшихся на пшенице обычно намного больше колосьев и зерна, которое может вырастить растение.

Как известно, снижение потенциальной урожайности начинается при потере побегов в конце кущения и продолжается отмиранием цветков еще до цветения. Погодные условия во время этих периодов, называемых критическими, определяют величину потерь потенциальной урожайности.

Цветение (Z 60-69)

Последняя корректировка потенциальной урожайности происходит в период налива зерна (Z 70–80), когда определяется его крупность и масса. Некорневая подкормка в этот период (после цветения при наличии ассимилирующих листьев) увеличивает массу зерна и улучшает его качество.

Продолжительность периода созревания напрямую коррелирует с урожайностью: чем дольше происходит накопление пластических веществ, тем крупнее зерновка и тем выше сбор зерна. Высокие температуры в этот период приводят к ускоренному созреванию, образованию щуплых зерен.

Слишком низкие температуры также негативно влияют на урожайность, так как замедляют процессы оттока ассимилятов в зерновку, задерживаются сроки уборки. Обильные дожди приводят к полеганию посевов, прорастанию зерна, снижению качества зерна (стеканию клейковины), затруднению уборки урожая.

Задержка уборки в условиях повышенных температур приводит к сильному снижению влажности зерна, усилению трещиноватости и осыпанию зерна.

Стадии созревания

На каждом этапе образования и роста органов растение затрачивает колоссальное количество энергии. Обеспечение растения элементами питания, вспомогательными продуктами (аминокислоты, стимуляторы роста) в нужное время и в необходимом количестве для бесперебойной работы физиологических реакций в обмене веществ способствуют максимальной реализации генетического потенциала растения.

Улучшая условия прохождения той или иной фазы с помощью соответствующего агрофона, созданного с помощью точных расчетов под планируемый урожай, обработки семян и некорневых подкормок, основанных на регулярной диагностике современными приборами, повышая иммунитет к заболеваниям и вредителям, мы сохраняем активную корневую систему, продуктивные побеги, ассимилирующую поверхность, цветки и обеспечиваем полноценный налив зерна — сохраняем урожай!

Значение элементов питания

Организация полноценного минерального питания требует профессионального подхода.

Агроном должен знать какое количество элементов питания и когда потребуется растению, чтобы достичь желаемой урожайности, принимая во внимание массу факторов: сбалансированность элементов питания, их доступность растениям, особенности питания на разных этапах развития и др.

Значение сбалансированности минерального питания возрастает в связи с внедрением в производство интенсивных, высокоотзывчивых на удобрения сортов зерновых культур, которые остро реагируют на дефицит элементов минерального питания. Особую роль при этом играют макро- и микроэлементы.

Так, например, Закон минимума Либиха гласит: Полноценное развитие растения зависит от того элемента питания, который присутствует в минимальном количестве.

Максимальная (доходность) прибыль зависит от наличия всех элементов питания для каждой культуры.

По данному закону, от вещества, концентрация которого находится в минимуме, зависят рост, развитие растений и величина урожайности. При этом, по закону минимума, недостаток какого–либо одного элемента не компенсируется избытком всех остальных.

Если в почве много азота, калия и др. питательных веществ, но не хватает фосфора (или наоборот) растения будут нормально развиваться только до тех пор, пока не усвоят весь фосфор.

Факторы, сдерживающие развитие организмов из–за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями называются лимитирующими.

В соответствии с законом толерантности избыток какого–либо вещества может быть так же вреден, как и недостаток, т.е. все хорошо в меру. По имени учёного названо образное представление этого закона — так называемая «бочка Либиха».

Суть модели состоит в том, что вода при наполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску в бочке и длина остальных досок уже не имеет значения. Например, если калия в почве лишь 20 % от необходимой нормы, а фосфора — 50 % от нормы, то лимитирующим фактором будет недостаток калия.

Необходимо в первую очередь подкормить растения именно калием.

Количество доступных растениям элементов минерального питания определяется исходным плодородием почвы, почвенными процессами повышения и снижения доступности в течение вегетации, их содержанием и соотношением применительно к конкретной фазе развития растений.

Как недостаток элементов, так и избыток вызывает стресс у растений зерновых культур, снижая их потенциальную продуктивность. Особенно велико влияние дисбаланса элементов питания в критические периоды развития зерновых культур: кущение, цветение, налив зерна.

Количество усвоенных элементов питания определяет образование Продуктов Фотосинтеза (ПФ) как напрямую, так и через синтез фитогормонов, регулирующих величину и уровень образования ПФ.

Количество Продуктов Фотосинтеза, образующихся в фотосинтезирующих частях растений влияет на рост надземной и подземной биомассы растений, величину урожая зерновых культур.

Фитогормоны влияют на степень развития корневой и вегетативной биомассы, время перехода к репродуктивной стадии, отток ассимилятов из запасающих органов в колос (метелку).

Недостаток элементов питания нарушает баланс фитогормонов, запускает программу «старения» организма и производство малого количества семян в сжатые сроки. Поэтому очень важно контролировать баланс элементов питания.

Растения зерновых культур поглощают практически все существующие в природе элементы, но лишь 25 из них биологически существенны (растение погибает при их отсутствии или существенном дефиците).

Биологически существенными для них являются: углерод, кислород, водород, азот, фосфор, калий, сера, кремний, натрий, магний, кальций, хлор, ваннадий, хром, молибден, марганец, железо, кобальт, медь, цинк, олово, селен, фтор, йод, бор. Основная масса сухого вещества тела зерновых культур построена из углерода, кислорода, водорода, азота. Эти элементы традиционно называют органогенными.

Источник: http://amtsibir.ru/razvitie-i-pitanie-rastenij/

Фазы роста озимой и яровой пшеницы: фото стадий развития по датам, особенности каждого вегетационного периода растения

Фазы развития растений

Пшеница — одна из самых распространённых зерновых культур на планете. Её способность произрастать в разнообразных климатических условиях объясняется многообразием сортов с «подходящими» характеристиками. Не последнюю роль играет и короткий вегетационный период растения.

От чего зависит продолжительность вегетационного периода

Вегетационный период — это время развития и активного роста растения. Стартует он прорастанием семени и завершается полным развитием вегетативных органов (созреванием).

Предположение, что начало периода вегетации совпадает с приходом весны и длится до осеннего похолодания, верно далеко не для каждого вида растений.

На дату посева пшеницы, на длительность процесса созревания и на время сбора урожая влияют множество факторов.

Среди них можно выделить:

  • сорт;
  • температурные показатели и их колебания;
  • количество осадков;
  • длительность светового дня;
  • географические и погодные условия.

Отличия роста яровой и озимой пшеницы

Для получения хорошего урожая зерновых важно знать, какие природные явления и в какой степени влияют на рост и развитие конкретного сорта.

Все многочисленные сорта пшеницы формируют два основных вида:

  • озимые;Фазы развития озимой пшеницы: 1 – всходы; 2 – кущение; 3 – выход в трубку; 4 – колошение; 5 – цветение; 6 – молочная спелось; 7 – восковая спелость.
  • яровые.

Отличаются они в первую очередь временем посева и длительностью вегетационного периода. Посев яровой проходит ранней весной, а уже осенью необходимо убирать урожай, т.е.

период вегетации протекает в рамках одного весенне-летнего сезона и составляет 85–115 дней. Озимую же пшеницу высевают в конце лета или в начале осени, как только будет убран предыдущий урожай.

Таким образом, всходы появляются в осенний период того же года, а их развитие возобновляется после зимовки — весной следующего года и длится 275–350 дней.

Важно! Как правило, урожайность озимых сортов выше, но это утверждение верно лишь для регионов со снежными зимами и мягким климатом. Без высокого снежного покрова зерновые вымерзнут.

Прочие различия роста заключаются в следующем:

  1. Озимая пшеница устойчивее к резкой смене погодных условий и перепадам температур.
  2. Яровая культура более засухоустойчива и интенсивнее поглощает питательные вещества.
  3. Озимые сорта требовательнее к составу почвы.

Фазы развития пшеницы

Начиная расти, впоследствии, зерновые культуры проходят определённые ступени развития, которые и определяют количественные и качественные характеристики урожая. Стадии роста пшеницы таковы:

  • прорастание;
  • всходы;
  • кущение;
  • выход в трубку;
  • колошение;
  • цветение;
  • созревание (разной степени).

Успешное прохождение каждого «участка пути», скорость формирования и плодородность культур напрямую зависят от внешнего воздействия. Активнее всего пшеница развивается, если культура обеспечена в должной мере всем необходимым. Не менее важно своевременное проведение агротехнических мероприятий.

Прорастание

С момента попадания семя в почву при достаточной влажности и подходящих температурных показателях начинается процесс набухания зерна.

Под действием ферментов сложные нерастворимые в воде органические соединения (белки, жиры, крахмал), содержащиеся в эндосперме, преобразуются в легкорастворимые и поступают к зародышу, способствуя его прорастанию.

Вначале из зерна появляется главный корешок. Вслед за ним прорывают оболочку и остальные зародышевые (первичные) подземные отростки.

В этот период в зерне происходят биологические метаморфозы:

  • активизируется «дыхание» зёрен;
  • увеличивается количество активных ферментов;
  • расходуются накопленные питательные вещества.

Одновременно с углублением в почву первичных корешков с целью абсорбции воды и пищи, вверх начинает расти так называемый конус нарастания зародыша. Во время прорастания прозрачная плёнка (колеоптель), в которой расположен в виде свитка первый лист, выходит на поверхность грунта, преодолевая её сопротивление.

Сама плёнка под воздействием солнечного света прекращает своё развитие, а свёрнутый лист освобождается из своего укрытия, приобретая зелёные тона.

Таким образом начинается процесс фотосинтеза, в результате которого образуются питательные вещества необходимые для формирования остальных листьев, находящихся в зачаточном состоянии в конусе нарастания. Оптимальными условиями для «дружного» прорастания яровой пшеницы являются: температура почвы +12…

+15°С и влажность в пределах 18–25%. Длительность фазы зависит от глубины сева, характеристик почвы и составляет 7–25 дней. Семена озимой пшеницы наиболее активно прорастают при показателях в +12…+17°С. В этих условиях весь процесс занимает 7-8 дней.

Всходы

Начало второго этапа развития совпадает с раскрытием первого зелёного листа — происходит примерно через неделю после посева.

Чтобы появление всходов произошло быстрее, необходимо правильно выбрать время и глубину погружения семян. Когда появились три нормальных листа, пшеница замедляет свой рост в высоту, т.к.

начинает активно развиваться подземная часть, набирает обороты процесс укоренения.

Узнайте, откуда взялась гречка.

Стеблевой побег образует узлы, из которых формируются вторичные корни и новые побеги. Происходит трансформация побега в принципиально иное «измерение», связанное с ролью в его развитии специфических веществ, образующихся в результате фотосинтеза.

Длительность этого периода для яровых и озимых сортов в обычных условиях составляет 15–25 дней. Если озимая пшеница была посеяна достаточно поздно, фаза всходов может занять 3–5 мес., учитывая «зимнюю спячку». Т.е.

осенью процесс не был завершён полностью (было сформировано лишь 1-2 листа) и продолжился с началом вегетации весной.

Кущение

Особенность пшеницы заключается в способности куститься. Появление ростков по бокам и узловых корней начинается после того, как произошло раскрытие не менее трёх или четырёх листов. Узел кущения, который располагается на глубине до 3 см, является жизненно важным — если он отомрёт, то и куст погибнет.

Важно!При снижении температурных показателей скорость кущения заметно снижается. При +2…+4°С полностью приостанавливается.

Различают общее кущение (число стеблей на одном растении) и продуктивное (те стебли, которые дадут урожай). Благоприятные условия для обильного кущения яровой и озимой пшеницы — температура +13…+18°С. В этом случае длительность процесса составляет 11–26 дней. Для озимых сортов бывает осеннее и весеннее кущение — всё зависит от срока посева.

Выход в трубку

Как только на основном ростке появляется первый стебельный узел, стартует вышеупомянутый период. Из-за активного вегетативного прироста и формирования листьев растению требуется максимальное количество воды и питательных веществ.

Их недостаточное количество значительном снизит показатели урожайности.Для озимой пшеницы эта фаза начинается примерно через месяц после весеннего пробуждения и занимает около четырёх недель. Прохладный воздух и недостаток солнечного света негативно сказываются на росте зерновых.

Период выхода для яровой культуры продолжается чуть больше месяца.

Колошение

Колошение связано с выходом колоса из влагалища верхнего листа, отмечается активное развитие стебля и полное формирование репродуктивных органов. Максимальные темпы роста обеспечивают своевременный полив и внесение удобрений.

Появление колоса символизирует собой переход к завершающему жизненный цикл этапу — к плодоношению. У пшеницы это происходит спустя два месяца после посева, и длится около 10 дней. Для озимых культур в этот период необходима обработка фунгицидами, чтобы защитить растения от вредителей и заболеваний.

Цветение

Выколашивание колоса сменяется цветением. Признаком начала периода является раскрытие цветков середины колоса, постепенно распространяясь вверх и вниз. На первых порах цветения начинается стадия формирования зерна (злаки чаще всего способны к самоопылению).

Пшеница (яровая и озимая) начинают цвести через 3–5 дней после завершения колошения. При прохладной погоде срок «ожидания» увеличивается примерно до 10 дней.В цветении, которое длится 3–6 дней, наблюдаются выраженные утренние и вечерние максимумы.

Утром активность отмечается в период с 7 до 11 часов, а вечером — с 17 до 22 часов.

Созревание

После успешного прохождения всех предыдущих этапов развития, наступает пора формирования оболочки зерна из стенок завязи. Рост стебля, листвы и корневой системы к этому времени практически прекращается, поэтому все полезные компоненты направляются лишь к зерну.

Важно! Нельзя медлить со сбором урожая, чтобы спелое зерно не осыпалось.

Существует несколько степеней созревания зерна:

  • молочная;
  • восковая;
  • полная.

На первичное формирование зерна яровой пшеницы уходит 8–18 дней (озимой — 12–16). Наступает период молочной спелости, когда зерно уже нормального размера, но ещё зелёное, похожее, по консистенции, на молоко. влаги в нём составляет около 50%.

Примерно через две недели наступает вторая фаза — восковая, когда зерно утрачивает зелёную окраску и становится жёлтым. Влажность самого зерна находится на уровне 25%, но вода продолжает испаряться. При полной спелости влажность зерна не превышает 15%.

Оно затвердевает и «разрывает связи» с материнским растением. Стебель засыхает, и теряет листья.

Советуем узнать, что такое гречиха.

Зная сроки и особенности протекания всех этапов развития ценной злаковой культуры — пшеницы, можно грамотно и рационально подойти к осуществлению агротехнических мероприятий, а это, в свою очередь, позволит в полной мере рассчитывать на получение хорошего урожая.

Источник: https://fermer.blog/bok/zlaki/pshenica/vyraschivanie-pshenicy/17416-fazy-rosta-pshenicy.html

Фазы роста и развития растений

Фазы развития растений

В жизни плодовых и ягодных растений происходят явления, повторяющиеся ежегодно. К ним относятся годичные периоды, а также фазы роста и развития. В росте и развитии в течение года различают два периода вегетации и относительного покоя.

Период вегетации, начинается весной при наступлении устойчивых положительных температур и внешне выражается в набухании и затем в распускании почек, а оканчивается осенью явлением листопада.

После листопада активная жизнедеятельность надземной части прекращается, и она вступает в период относительного покоя.

Покой может быть естественный, присущий биологическим свойствам породы и сорта, и вынужденный, определяемой условиями среды произрастания.

В первом случае растение не проявляет активной жизнедеятельности в силу свойственного всем листопадным растениям перерыва в активной вегетации, во втором случае растение закончив период покоя, не начинает вегетировать в связи с низкими температурами. Стадии развития растений.

 В условиях Среднего Поволжья естественный период покоя короче фактическое определяемого осенне-зимними условиями.

Например срезанные в январе и поставленные в воду побеги при комнатной температуре вскоре распускают почки, тогда как в естественных условиях они начинают вегетировать во второй половине апреля или в мае. Если же растениям создать благоприятные условия для вегетации вскоре после листопада, когда они находятся в период естественного покоя, то они не трогаются в рост.

В период покоя не все процессы жизнедеятельности растения приостанавливаются.

Если прекращаются рост, формирование почек и другие, то дыхание, испарение, частичное передвижение питательных растворов лишь ослабевают. Период покоя корневой системы короче и по срокам не совпадает с периодом покоя надземной части. Активная деятельность корней осенью продолжается дольше, чем у надземной части.

Период покоя у крыжовника, смородины, вишни короче, чем у яблони или груши; у кустовидных степных вишен он короче, чем у сильнорослых древовидных вишен; у ранних сортов различных пород короче, чем у поздних сортов. Вегетационный период у различных плодовых и ягодных пород также различной продолжительности.

Так, для начала вегетации ягодным породам требуется меньше тепла, чем косточковым и особенно семечковым породам. В условиях поздней жаркой весны и повышенных температур лета вегетационный период короче, чем в годы с ранней весной, прохладным и дождливым летом.

В зависимости от условий года у яблони, например в Среднем Поволжье, вегетационный период продолжается 175-200 дней.

Фенофазы развития цветочной почки.

1 – набухание; 2 – распускание; 3 – выдвигание соцветия; 4 – обособление бутонов; 5 – цветение; 6 – опадение лепестков; 7 – завязывание плодов. В жизни плодовых и ягодных растений в течение вегетационного периода ежегодно происходят одни и те же явления распускание почек, цветение, созревание плодов и другие.

Эти явления называются фенофазами роста и развития растений. Основные фенофазы следующие распускание почек цветочных и листовых, цветение, начало роста побегов, конец роста побегов, закладка цветочных почек, созревание плодов, изменение окраски листьев, листопад. Все фенофазы представляют собой развитие либо ростовых, либо цветочных почек.

Почки плодовых и ягодных растений имеют неопределенный, но чаще двухлетний цикл развития в первый год они закладываются, а раскрываются и дают начало наступлению других фенофаз на второй год. Нередко почки распускаются в год их формирования или на неопределенное время могут оставаться спящими.

Ростовые почки закладываются в пазухе каждого листа в первой половине лета, пока идет листообразование. Ростовая почка, развивающаяся в побег, весной набухает, раскрывается вверху, и из нее появляются кончики зеленых листьев.

Первые листья мелкие, они образуют розетку, в центре которой из стебелька почки начинается отрастание побега. Листья растущего побега неодинаковы по размеру и форме.

Самые крупные и более постоянной формы листья – в средней трети побега, потому что они отрастают в период наиболее сильного роста побега, когда происходит наибольший приток питательных веществ.

Нижние листья побега отмирают раньше средних и верхних, поэтому и почки, развивающиеся в их пазухах, слабее и часто не прорастают, а остаются спящими или в последующем дают ослабленные побеги. Рост побега в длину заканчивается закладкой верхушечной почки.

Однако и после этого жизнедеятельность его продолжается листья ассимилируют, ткани древеснеют, продолжается накопление питательных веществ, а также дифференциация почек, одни из них формируются как ростовые, а другие как цветочные. В конце лета и осенью происходит изменение окраски листьев и листопад.

В фазу листопада и некоторое время после его окончания в тканях побегов и ветвей еще происходят важнейшие процессы, от которых во многом зависит устойчивость их к зимним неблагоприятным условиям, так называемая закалка тканей.

Сущность процесса закалки заключается в повышении концентрации питательных веществ, накопленных в клетках, переходе крахмала в растворимый сахар, белковых веществ из более сложных форм в простые, но устойчивые, уменьшении количества свободной воды и др. Лучшей закалке растений способствует постепенный переход от положительных температур к отрицательным и ясная солнечная погода с легкими заморозками ночью. Развитие цветочной почки весной также начинается с набухания и последующего распускания. При этом почка вверху раскрывается, и из нее появляются кончики листьев и собранные вместе бутоны, которые затем обособляются, и из них появляются белые венчики. Развертыванием лепестков начинается цветение, во время которого происходит опыление и оплодотворение. Развитие цветочной почки заканчивается созреванием плодов.

Comments:

  • Русскоязычная сеть – ВКонтакте
  • Международная сеть

Источник: https://rukodelie-dom.ru/dom-sad-ogorod/fazy-rosta-i-razvitiya-rastenij.html

Зеленый уголок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: